О
пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В.А.Сухомлинского о том, что
«ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и
логопеды.
На кончиках пальцев расположены нервные
окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в
мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это тонкие произвольные
движения пальцев рук.
К
сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство
родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной
нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё
удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу
совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от
того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят
его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно
не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных
классах.
Учёными
в процессе исследований установлено, что развитие
речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук
достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики
подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи.
Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает
большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и
центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с
речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным
восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является
источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического
развития.
Поэтому
тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно,
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,
стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у
детей.
Работу по развитию движений пальцев
и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
Благоприятное воздействие на
развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые
упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией)
и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток,
природного материала и т. д.). Пластилин или тесто тоже могут стать отличным
способом развития мелкой моторики.
Очень хорошую тренировку движений
пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».
Пальчиковые
игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев.
Эти игры очень эмоциональны и
увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры»
отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы.
Во время пальчиковых игр ребёнок
слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит
уже без посторонней помощи.
Многие игры требуют участия обеих
рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,
«вверх», «вниз» и т. д.
Пример пальчиковых игр:
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем
мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Желаю успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий