Правила общения с неговорящим ребенком
Общение бывает как вербальное, т.е. с
использованием речи, так и невербальное, например, с помощью прикосновений. Мы
опишем разные типы коммуникации, способствующие развитию речевой активности и
пониманию речи у неговорящего ребенка.
1.Сопровождайте
собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие
явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего
ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную.
Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».
2.Речевой
комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой
материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить
напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много
слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может
служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы
отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы
формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза).
Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка
(снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут
есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи
комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания:
«Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий
- это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными
предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.
3.Речевой
комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но
и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный.
Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».
4.Речь,
обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с интонацией, тембром,
громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь
активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с
Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот
взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать:
«Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также
визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик,
крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не
против.
5.Для
детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также
использовать предметы или фотографии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения
понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто
сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя
запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание
говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости),
скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или
кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом,
подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной
эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко.
Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем
гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.
6.Говорите
о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент,
когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая
деятельность ребенка (например ребенок помогает развесить выстиранное белье)
7.Оречевляйте
чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете
сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в
ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».
8.Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям
и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы
одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и
река, и вода в бутылке, и лужа - будут обозначаться одним словом «вода». Или
при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть
ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п.
Разработайте совместно с логопедом или самостоятельно перечень слов и инструкций,
отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для ребенка такие
ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из этого
перечня.
9.Не
используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т.п. в общении с
неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие +
объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».
10.Помните
самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его
готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами
затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой
практики.
Чего
не стоит делать родителям?
Сопровождать
речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта:
1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает
раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум,
наподобие постоянно включенного телевизора.
Использовать
вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например,
записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий