«Роль пальчиковой гимнастики
в развитии речи детей»
«Истоки способностей
и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки. Которые питают
источник
творческой мысли».
«Ум ребенка
находится на кончиках пальцев»
В.А.Сухомлинский.
Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Пальчиковая
гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Выполняя
пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой
моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как
при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). С
развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация
звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика,
пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Работа
по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет
достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно,
позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует
улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой
моторики, а также речевой деятельности.
Ученые
доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие
детской речи.
Что же происходит, когда
ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.
1.Выполнение ритмических
движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах
головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в
конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают
речевую активность ребенка.
3.Малыш учится
концентрировать и правильно распределять свое внимание.
4.Речь ребенка становится
более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми
движениями.
5.Развивается память
ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и
последовательность движений.
6.У малыша развивается
воображение и фонтазия.
7.Пальцы приобретают силу и
гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и
определили назначение:
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения
он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают
воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
«Пальчик-мальчик, где ты был?» , «Мы делили апельсин»,
«Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка»,
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать
предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых,
деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим
пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из
сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» -пальцы
соединяют в замок и разъединяют.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со
звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки
друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в
кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика
мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их
выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко"
— поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т. д.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем
кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные
для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от
периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при
мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки
растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.
6. Театр в руке. Позволяет
повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное
напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец,
безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо.
Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
Техника
выполнения пальчиковой гимнастики
● Упражнения
начинать нужно с самых легких, постепенно усложняя моторную и речевую нагрузку
● Сначала
все упражнения выполняются медленно, на каждое положение отводится одинаковое
время
● При
необходимости надо помочь установить правильное положение пальцев или кисти
● Любые
упражнения необходимо проводить регулярно, не менее 5 минут
● Все
упражнения сначала показываются, а затем можно их выполнять по словесному
сигналу или картинке
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и
непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции
и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого,
пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают
первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают
знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние,
воспитывают уверенность в себе.
Источник здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий